#Екатеринбург
Дошел таки до музея изобразительных искусств. Был я в этом музее в детстве и запомнил только каслинское литье, камни и много картин. До закрытия оставалось пара часов, поэтому не все успел посмотреть. Тем не менее, пост разделил на две части ввиду большого числа фотографий. Первая часть - чугунное литье, вторая - картины. По возможности, буду писать название произведений искусства (что смог запечатлеть) и комментировать. Все остальное просто без комментариев, узрите сами...
О музее.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств является крупнейшим художественным музеем Урала. Датой его основания считается 1936 год, хотя история его коллекций восходит к последней четверти XIX века и связана с деятельностью Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). УОЛЕ сыграло немаловажную роль в формировании собрания Свердловского областного краеведческого музея, из художественного отдела которого впоследствии была образована Свердловская картинная галерея (с 1988 года – Екатеринбургский музей изобразительных искусств). В последующие годы музейное собрание пополнялось передачами произведений из Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, поступлениями из Государственного музейного фонда, столичных закупочных комиссий, а также от частных коллекционеров и из мастерских художников.
Экспозиции музея размещаются в двух зданиях. Одно из них находится по адресу: пер. Воеводина, 5 на берегу реки Исети в Историческом сквере – месте, где был заложен Екатеринбург. Оно было возведено в 1749 году как Горный госпиталь Екатеринбургского железоделательного завода. Другое музейное здание, расположенное по адресу: ул. Вайнера, 11, было возведено в 1912 году по проекту архитектора К.Т. Бабыкина, когда оптовый торговец мануфактурой екатеринбургский купец первой гильдии Бардыгин решил открыть собственный магазин. (В здании на Вайнера 11 я был в 2003 году - посещение необходимо было для зачета по культурологии на первом курсе в УПИ).
Точно такие же "собачки" есть у моей бабушки. В детстве постоянно любил смотреть на них. Отливка по модели французского скульптора Пьер Жюль Мена (1810-1878), называется "Собаки на стойке", 1914 г.
Канделябр "Цыганка-маляр", конец 19 века. Автор М.Д. Канаев, 1831-ок.1889.
"Крестьянин на пашне", 1914 г. Автор В.Ф. Торокин, 1845-1912 гг.
"Вазы", 1896-1904 гг. Автор Н.Р. Бах, 1853-1885 гг.
Кронштейн "Маскарон", 1900 г. Автор П.Э. Линд, 1865-1942 гг.
"Император Александр II на охоте", 1898 г. Автор Н.И. Либерих, 1828-1883 гг.
Екатеринбургский музей обладает крупнейшей в России коллекцией каслинского чугунного художественного литья, центром которой является Каслинский чугунный павильон, созданный по проекту петербургского архитектора Е.Е. Баумгартена для Всемирной выставки в Париже 1900 г. Это единственное архитектурное сооружение из чугуна, хранящееся в музейных собраниях мира и занесённое в список памятников истории и культуры ЮНЕСКО.
Россия.
Гермес.
Подставка под цветы "Женщина под банановым деревом", автор неизвестен.
"Охотники с борзыми собаками", 1896 г. Автор Е.А. Лансере, 1848-1886 гг.
"Мужик с цибиком чая", 1911 г. Автор Е.А. Лансере, 1848-1886 гг.
"Солоха и чёрт", 1913 г. Автор А.А. Соловьева, II пол. 19 - I пол. 20 вв.
"Кавказкий пленник", 1901 г. Автор С.А. Оссовская, II пол. 19 - нач. 20 вв.
"Демон", 1900 г. Автор С.А. Оссовская, II пол. 19 - нач. 20 вв.
"Девочка-грибница", кон. 19 в. Автор Ф.Ф. Каменский, 1838-1913 гг.
"Прощание моряка", 1900 г. Автор неизвестен.
"Ермак - покоритель Сибири", 1912 г. Автор П.П. Забелло, 1830-1917 гг.
"Чапаев на коне", 1983 г. Автор В.М. Сыроежкин, род. 1936 г.
"За власть Советов", 1959 г. Автор В.Л. Симонов, 1879-1960 гг.
"Шкатулка ажурная", 1958 г. Автор А.С. Гилев, 1928-1988 гг.
Бюст "И.В. Сталин", 1940-е. Автор П.С. Аникин, 1917-1956 гг.
Барельеф "М.И. Глинка", 1955 г. Автор неизвестен.
Подчасник "Клоун", 1965 г. Автор П.Я. Фоминых, 1913-2004 гг.
"Дозор", 1936 г. Автор Ю.П. Косарев, 1942-1998 гг.
Чернильница "Партизаны в тылу врага", 1946 г. Автор П.С. Аникин, 1917-1956 гг.
"Майя Плисецкая в танцах персидок", 1968 г. Автор Е.А. Янсон-Манизер, 1891-1971 гг.
"Данила-мастер", 1988 г. Автор А. Кутяев, род. 1940 г.
"Садко", 1993 г. Автор О.А. Игнатьева, 1952-1996 гг.
Георгий Победоносец.
"Моряк-десантник", 1958 г. Автор А.С. Гилев, 1928-1988 гг.
Далее я переместился в павильон где была выставка иконописных памятников 18 – начала 20 века "Святое воинство" из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Москва).
В экспозицию вошли образы ангелов, составлявших Воинство Христово, изображения святых воинов-великомучеников и воинов византийского времени, военачальников Ветхого Завета, иконы русских святых князей. Большой раздел посвящен чудотворным иконам Богородицы, Спаса Нерукотворного и святителя Николая, к которым обращались с молитвами во время тяжелых бедствий и при завоеваниях. Их образы помещались на военных стягах русских князей и выносных иконах, сопровождавших русские войска в походах и носимых перед битвами. Сфотографировал только одну икону с архангелом Михаилом.
20 ноября 2011 был последний день выставки "Валентин Серов. Графика из собрания Русского музея", которая знакомила зрителей с фондами Отдела рисунка и акварели ГРМ. Валентин Александрович Серов (1865–1911) – одна из крупнейших фигур отечественной художественной культуры рубежа 19-20 веков, блестящий портретист и рисовальщик. Выставка отражала основные темы, жанры и путь становления мастера: от ученических зарисовок, выполненных под руководством своего первого наставника И.Е. Репина, до эскизов знаменитых поздних произведений – портрета княгини Орловой или так и незавершенной композиции "Похищение Европы". Фотографировать картины/рисунки Серова было нельзя, поэтому фотографий нет.
В тот день также была выставка сокровищ Узбекистана "Чархпалак - колесо Вселенной".
Выставлены изделия известных узбекских мастеров - керамика, художественный текстиль и коллекции восточных костюмов. Самарканд, Хорезм, Бухара, Риштан — крупнейшие ремесленные центры с древней историей.
Название выставки глубоко символично. Чархпалак – дословно переводится как "большое колесо" или "колесо Вселенной", так называют и колесо для подъема воды над источником, и колесо обозрения, но смысл этого понятия гораздо шире. Пока вращается чархпалак, наполняя сосуды живительной влагой – не прерывается на земле река жизни. Подобно чархпалаку, из полноводных родников традиции черпают идеи и вдохновение современные мастера Узбекистана. Именно на чархе разматывают шелковые нити коконов ткачи и формуют свои изделия гончары, на чархе оттачивают лезвия ножей кузнецы... Раскручивая свое колесо, они привносят личное мироощущение в традиционные ремесла, поднимая их до уровня высокого искусства.
См. далее - живопись
Использована информация с сайта Музея изобразительных искусств.